Муниципальная инновационная площадка
Название Формирование креативного мышления как важнейшего компонента функциональной грамотности учащихся
Сроки октябрь 2023 года – июль 2026 года
Цель создание образовательной среды, обеспечивающей успешность процесса формирования и развития креативного мышления учащихся как важнейшего компонента функциональной грамотности учащихся
Задачи
1. Создать условия для формирования и развития креативного мышления учащихся.
2. Организовать работу по формированию и оцениванию креативного мышления учащихся.
3. Разработать учебно-методические материалы, направленные на формирование креативного мышления (создание банка заданий).
Основные направления инновационной деятельности
- Изучение и анализ научно – методической литературы по вопросу формирования креативного мышления как важнейшего компонента функциональной грамотности учащихся педагогами лицея.
- Повышение квалификации педагогов лицея по данному вопросу через самообразование, курсы повышения квалификации, участие в семинарах, стажировках, конференциях.
- Развитие мотивации учащихся к проявлению креативности.
- Определение творческой группы педагогов – участников Лаборатории.
- Создание творческой образовательной среды, имеющей современные средства и коллектив единомышленников.
- Просвещение и вовлечение в совместную работу родительской общественности.
- Вовлечение в данную работу социальных партнеров лицея.
- Проведение мониторинговых исследований и диагностик по оцениванию сформированности креативного мышленияучащихся.
- Разработка учебно-методических материалов, направленных на формирование креативного мышления (создание банка заданий).
Обоснование научно – методической деятельности
В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов была введена оценка креативного мышления, что многократно повышает значимость креативного мышления как одного из направлений функциональной грамотности учащихся. Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Достижение и прогресс в демонстрации способности к креативному мышлению, выражается в следующих трёх направлениях:
- творческое выражение/творческое самовыражение с помощью различных изобразительно-выразительных средств;
- разрешение различных по природе проблем – социальных или естественно-математических;
- получение нового знания в социальной или естественно-математической области.
Становление и развитие креативного мышления происходит под влиянием многочисленных внешних и внутренних факторов: мотивации, предметных знаний, когнитивных умений, особенностей педагогического процесса и других.
Что дает креативное мышление школьнику?
- Приобретение разнообразных навыков.
- Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.
- Возможность научиться использовать непривычные подходы,
разрушить оковы стереотипов мышления, т.е. мыслить креативно.
- Преодоление боязни и инертности.
А самое главное - быть востребованным в современном мире.
Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Успешное участие в мониторинговых исследованиях – общероссийских и международных – может способствовать позитивным изменениям практики обучения и образовательной политики.
Банк заданий по формированию креативного мышления