
На практике функциональная грамотность проявляется в различных действиях учащихся,
а оценка сформированности функциональной грамотности может
осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения
учащихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных
ситуациях реальной жизни. Функциональная грамотность в основном
проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных
ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и
отрабатывались знания и умения.
Таким образом, чтобы оценить уровень функциональной грамотности
своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых
предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение
этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации,
поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой
активности.
Такие нетипичные задания были подобраны для проведения
диагностики уровня сформированности основных направлений
функциональной грамотности учащихся 5-9 классов лицея. Результаты
диагностики представили руководители методических объединений. После
этого учителя, работая в группах, представили предложения по повышению
уровня сформированности основных направлений функциональной
грамотности.
Формирование и оценка уровня сформированности функциональной
грамотности способствует не только повышению качества знаний учащихся,
но и дает возможность достижения цели, поставленной государством перед
системой образования. Важно понимать, что происходит это не на одном
уроке, одном предмете, одним учителем. Это работа педагогического
коллектива в целом в течение значительного периода времени.